Kunsthistorisches Museum, Вена. Египетская коллекция.


Кюнстхисторишес Мусеум, Музей истории искусства в Вене, вернее, его египетская коллекция, был целью посещения этой зимой. До этого ничего детального не слышал об этой коллекции, кроме общей информации о самом музее.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер. Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Представители династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 века.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру. Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего, составляющими сейчас гордость венского музея. Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне, Тициана, Веронезе, Андреа Мантеньи, Тинторетто, Яна ван Эйка, Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам. Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер. Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Центральная лестница

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением. Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Вход в залы с античными коллекциями

Первый египетский зал музея

ОТДЕЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый старый экспонат был приобретен еще в 16 веке, а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 веке основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе возле пирамиды Хеопса в 1912–1929. Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта. Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры сановников, и скрупулезные изображения животных. В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального культа, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

Коллекция размещена во многих залах, первый зал посвящен погребальному культу, здесь представлены мумии, саркофаги, коллекция каноп разных эпох, параллельные небольшие залы хранят коллекции амулетов, ушебти. В целом в коллекции представлены артефакты додинастического периода, эпох Древнего, Среднего, Нового Царств, греко-римского периода.

ушебти

Великолепная амарнская расписная керамика

 

Надписи саркофага царского писца Несшутефнут, Саккара, период Птолемеев

Коллекция ушебти

Вся коллекция довольно необычно представлена, практически во всех залах свет приглушен, экспонаты в основном освещены точечным светом. Большим недостатком музея является отсутствие музейных табличек на английском языке, хотя в некоторых залах есть небольшие флаеры с переводом и можно взять аудио-гид.

ОТДЕЛ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в. собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в. значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Голова Аристотеля, мрамор

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в. до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел(27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

-ГАЛЕРЕЯ-

 Не могу не отметить обширный и очень изящно оформленный магазин при музее. Большое количество туристического хлама, но, тем не менее, прекрасные копии древнеегипетской и античной глиптики, большое количество справочников, книг, альбомов, а так же много книг по истории искусства для детей.

Помещения магазина

 

В магазине представлены замечательные реплики предметов различных эпох, древнеегипетские особенно красивы.

Гиппопотам. 20,5 см, реплика из искусственного камня, эмаль, глазурь. Є155,0. Оригинал - изображение гиппопотама, прим. 2000 до н.э., Среднее царство, керамика, глазурь, эмаль.

 

Египет, около 1150 г. до н.э., Новое царство, 19-20. династия. Изображение бога Амона, на передней панели базы жертвенная формула «Амон-Ра, повелитель Уасет ", и изображение фараона Аменхотепа I на троне. Надпись упоминает Pentaweret, "правогласный жрец Амона и писец истории храма Амона " Оригинал: серпентинит, H: 16.1 см Реплика: базальтовая масса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рельеф с изображением сокола. 7х7 см. Оригинал: известняк Египет, 4-2 до н.э. Реплика: каменная масса

 

Египет, около 3000 до н.э. Палетка в виде рыбы, для растирания краски; украшена водными животными и птицами Оригинал: шифер, л: 18,5 см Реплика: каменная масса

Желающие посетить музей найдут его здесь: 

Kunsthistorisches Museum
Raised Ground Floor
Maria Theresien-Platz, 1010 Wien

Opening hours
Tuesday to Saturday
10 a.m. – 6 p.m.
Thursday 10 a.m. – 9 p.m.

Отдельный респект сайту музея и тому как представлены отдельные коллекции, например, египетская.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.